Как и любая другая наука, археология должна иметь четко обозначенный предмет и объект своих исследований. Но, как это часто бывает с пограничными науками, в вопросе о предмете и объекте археологии нет согласия.
Методологические проблемы археологической науки с начала 70-х годов XX в. привлекали к себе пристальное и всевозрастающее внимание специалистов. Обращение к ним является, с одной стороны, реакцией на эмпиризм 50-х - начала 60-х годов, а с другой - отражает растущее самосознание исторической науки, ее повышенный интерес к собственным установкам.
Исследователи того времени считали что наступил новый ответственный период в истории археологии СССР, период систематизации и обобщения всего накопленного за 150-300 лет. И при этом не было ясного и четкого мнения о месте и статусе археологии в системе гуманитарных наук, не была разработана специальная методология археологии для всех уровней исследования. В процессе обсуждения проблем объекта и предмета археологической науки стало ясно, что определение места археологии в системе гуманитарных наук и выделение разделов археологии являются серьезной проблемой, как для археологов, так и для философов.
Ее решение затрудняется необходимостью охватить большие области науки, свободно ориентироваться в которых в настоящее время практически невозможно. Поэтому не существует общепризнанной точки зрения по вопросу о предмете и объекте археологии. Это в первую очередь связано с тем, что положение самой археологии в системе гуманитарных наук не определено ясно.
Советский философ В.В. Косолапов помещает археологию в разряд специальных исторических наук, в который он включает еще источниковедение, историографию, этнографию, историческую географию. Такая точка зрения предполагает, что археология играет вспомогательную роль в системе исторических наук, хотя и получает более высокий ранг, чем вспомогательные исторические дисциплины.
Таким образом, археология является источниковедческой наукой, своего рода вспомогательной наукой, данные которой наряду с данными этнографии, антропологии, лингвистики используются как источники для истории первобытного общества или наряду с письменными источниками для восточной, античной и средневековой истории.
Комментарии
Отправить комментарий